В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Из металлолома в музей: как военная техника получает новую жизнь?

Из металлолома в музей: как военная техника получает новую жизнь?

По бетонным плитам гуляет ветер, отражаясь от потертых стен ангаров и робко завывая в потрохах холмов из мятых топливных баков и бронированных башен. Спарки пулеметов КПВТ и ПКТ сняты, но механизмы наводки еще торчат наружу причудливыми ажурными украшениями. И так одиноко свисает крюк обесточенного портального крана, на который уставились пустыми глазницами бывших фар проржавевшие корпуса некогда заготовленных под конверсию военных машин…

" />
Полный размер

Тяжелая, грустная картина. А ведь в лучшие годы бронетанковый ремонтный завод номер 404 близ подмосковной Балашихи, после слияния перенявший в 2003-2004-х годах обозначение легендарного московского 22-го БТРЗ, считался образцовым и выпускал по 40 восстановленных бронетранспортеров и БРДМ каждый месяц. Больше чем по машине в день! На самом деле впечатляющий показатель, потому как современные «отверточные» автомобильные производства по сложности технологического процесса и близко не стоят к тому, что здесь происходило.

" />
БРДМ-2. Памятник воинам-ремонтникам у проходной 22-го БТРЗ

Да, по названию оборонное предприятие ремонтное, но по факту армейские машины здесь рождались второй раз. Судите сами: на заготовительные площадки прибывала порядком уставшая техника в непотребном для службы состоянии. И из этого, прямо скажем, металлолома надо было как-то вылепить полноценные боевые единицы, готовые снова отправиться в войска.

" />

Разумеется, завод ради такой ответственной задачи снабдили полноценным инженерным отделом, а также обширной номенклатурой специальной оснастки и станков. И для каждого этапа процесса предусмотрели отдельный цех, не считая складов и вспомогательных служб вроде заправочной станции ГСМ. Предприятие в 1950-х годах прошлого века вообще строили как полностью автономное: газ, электричество, водозабор – все есть на территории.

" />

Первым делом «пациентов» разбирали до винтика. Дальше происходила подробнейшая дефектовка, после чего маршруты бронекорпуса и наполняющих его деталей, агрегатов да электроприборов до поры разделялись. Каждый проходил свое чистилище и возрождение, чтобы снова соединиться на линии финальной сборки, ворота которой покидала уже, по сути, новая техника. Причем поскольку и БРДМ, и БТР – амфибии, то на окраине территории даже построили специальный крытый бассейн для испытаний машин на герметичность и плавучесть.

" />

Капитализм в армейской оболочке
С 2014 года 22-й БТРЗ, как и без малого десяток ему подобных предприятий, находится в ведении нижнетагильского «Уралвагонзавода». Затея вроде логичная: полное сервисное сопровождение оборонной продукции в любой точке России. Однако такое ощущение, что огромной корпорации, выпускающей, например, передовой танк Т-14 на платформе «Армата» и прочие хитрые «Терминаторы», все эти ремонтные заводы просто навязали. И без того хлопот хватает, а тут еще за «пасынками» проблемы разгребай.

" />

Вот и приходится нынешнему руководству БТРЗ на местах обеспечивать выживание своими силами. А как? Если прежняя система разрушена, а новая так и не построена. Гособоронзаказ сократился до минимума, попытка предложить на рынке конверсионную продукцию (в частности, переделки боевых БРДМ-2 в гражданские спасательные вездеходы) не удалась, плюс в середине двухтысячных прежняя коммерческая администрация так вела дела, что предприятие оказалось на грани ликвидации. Счета арестовали, поступающие средства сразу же изымают в счет погашения долгов. Последний БТР покинул периметр БТРЗ №22 пару лет назад…

" />
Один из пилотных экземпляров модернизированной БРДМ-2

Скептик может возразить, что, мол, так оно и надо. Чем искусственно поддерживать на плаву странный завод, проще безжалостно снести советское наследие под корень и на площади в 22 гектара соорудить очередной «человейник» или коттеджный поселок. Место как раз лакомое: до шоссе и Москвы рукой подать, кругом чистый сосновый лес – залюбуешься. В конце концов уничтожили же ЗИЛ и «Москвич» в столице – и ничего, быстро освоили пространство. Отдельные категории граждан результатом вполне довольны.

" />

Вот только мне хотелось этим рассказом не вышибить слезу ностальгии по ушедшим временам, а поговорить, наоборот, о позитивных моментах. О воле к жизни, призвании, уважении к труду и тяге к привычному делу. О тех энтузиастах, что даже в патовой ситуации умудряются поддерживать 22-й БТРЗ на плаву. Пусть понемногу, но кто как может. Потому что верят – уникальное предприятие еще можно спасти

" />

Качество моей мануфактуры
Старается, например, нынешний фактический директор завода Табаков Юрий Анатольевич, который пришел на тогда еще 404-й БТРЗ по распределению в далеком 1988 году. В непростых условиях патриоту родного предприятия удалось сохранить костяк кадров – порядка полусотни специалистов. Их силами на территории поддерживается порядок. Пусть кругом пустынно, зато по-армейски чисто и без откровенных следов расхищения имущества. Что такое «теория разбитых окон» опытному руководителю хорошо известно.

" />

И главное – жизнь теплится, работа идет несмотря ни на что. Так, именно котельная БТРЗ обеспечивает теплом дома ближайшего поселка, где раньше жили семьи персонала (а кое-кто живет до сих пор). А за воротами одного из цехов по-прежнему собирают машины: там происходит таинство былого масштабного процесса в миниатюре.

" />

Уголок на 22-м БТРЗ сделали своей реставрационной мастерской наши давние друзья из Военно-технического общества. Сейчас в работе самая разношерстная техника: пара мотоциклов с колясками, редкий полноприводный грузовик ГАЗ-63, реплика «Катюши» на шасси ЗИЛ-157, БРДМ обоих поколений. Объединяет эти проекты главное – вдумчивый подход к реализации. По сути, ребята повторяют от и до технологическую цепочку армейского ремонтного завода – с полной разборкой машин, последующей пескоструйкой и бластингом корпусов, дефектовкой, восстановлением агрегатов и так далее вплоть до покраски.
Лишние сложности? Нет, скорее необходимость. Раритетная советская военная техника зачастую попадает в руки коллекционеров в плачевном состоянии. А поскольку определенный интерес к истории на колесах в России существует, то в ответ на спрос появились и предложения реставраторов-шарлатанов.
Вот такие конторы поступают незатейливо – наводят внешний марафет в надежде, что ослепленный блеском свежей краски владелец не станет копать глубже. Какое-то время прослужит машина – и ладно, а дальше взятки гладки. И даже если вмешательство в начинку происходит, лучше бы его не случалось. Сотрудники Военно-технического общества вспоминают историю, как однажды пришлось перебирать мотор за аферистом, который из маслосъемных поршневых колец умудрился сделать компрессионные.

Люди, документы, опыт
БРДМ-1 в мастерской ВТО как раз из таких неудачников, которым вскоре приходится вторично – уже по уму – возвращать техническое здоровье и правильный исторический облик. Случайные люди это сделать буквально не в силах. Хотя бы потому, что нужной оснастки нет. Попробуй демонтируй с бронемашины ведущий мост массой 250-300 кг – запаришься без мощного крана. А видели в обычном автосервисе специальные стенды для установки вспомогательных выдвижных катков БРДМ или сборки башни БТР? В распоряжении БТРЗ №22 и подобные полезные штуки имеются.

" />

Другой важный момент – конструкторская документация. Хитрых систем на армейской технике хватает. Соберешь криво – толком работать ничего не будет. Кроме того, запасы запчастей на раритеты иссякают. Иногда, правда, выручает унификация с гражданской продукцией. В частности, колесные краны подкачки с небольшой переделкой подходят от любимой в народе «Шишиги» – вездехода ГАЗ-66.

" />

Но отдельные оригинальные изделия и обычно утраченные мелкие корпусные детали порой приходится изготавливать заново – своими силами или размещая заказы на специализированных предприятиях. К примеру, с литьем ВТО помогает 16-й научно-исследовательский институт Минобороны. С чертежами на руках все это сделать куда проще, да и результат получается качественнее.

" />

Знающие люди возразят: есть же путь куда проще – купить детали «с хранения». Это в теории, а по факту участники Военно-технического общества вспоминают, как однажды пришлось из трех двигателей для БТР-152, взятых якобы с армейской консервации, собирать один. По отдельности агрегаты никуда не годились.

" />

Еще один определяющий фактор – люди. В период расцвета персонал бронетанкового ремонтного завода №22 достигал без малого полтысячи человек. Сегодня Военно-техническому обществу помогает от силы десяток: швея да сборщики. Зато все они – настоящие профессионалы своего дела. Для понимания: при наличии комплекта запчастей такой скромный, однако умелый коллектив даже в нынешних условиях готов собрать БТР-80 за три дня.

" />
Пайка радиатора. Мастер на все руки, Рустам пришел на 22-й БТРЗ солдатом срочной службы. После дембеля продолжил заниматься любимым делом. В Бронепробеге его помощь неоценима

А еще обученный мастер знает, как грамотно наладить сложные механизмы, что можно и что нельзя в эксплуатации армейских машин. И ладно еще частное использование, когда заслуженная бронетехника превращается в своего рода культурную ценность, память о прошлом, коллекционный экземпляр. Но ведь бывают ситуации и посерьезнее.

Руководитель Военно-технического общества Алексей Мигалин рассказывает, как стоящие на вооружении одного спецподразделения МВД БРДМ-2 однажды взялась обслужить сторонняя организация. Вроде бы «аутсорсеры» справились, однако когда бойцов подняли по тревоге, вдруг выяснилось, что на машинах повально отказали тормоза. Чуть не сорвалось выполнение задания.

" />

А просто кто-то не знал – современную жидкость стандарта DOT заливать в БРДМ нельзя, иначе уплотнения быстро деградируют: разбухают и окончательно приходят в негодность. А вот с маслами такой проблемы, например, нет. Даже наоборот: современная смазка так эффективно снижает трение, что ход тяжелой машины становится легче, мягче, тише, вдобавок заметно сокращается расход топлива.

" />

Аналогично прижились в мастерской краски фирмы BASF для коммерческой техники. В отличие от классической российской эмали типа ХВ импортные материалы не выцветают, легче колорируются, дольше сохраняют опрятность при «шлифовке» брони обувью экипажей, имеют меньшую пористость и потому проще очищаются. Но самое главное – обеспечивают лучшую защиту от коррозии, что помог проверить жесткий незапланированный эксперимент.

" />

В прошлом году при форсировании Керченского пролива затонул БРДМ-2. Машина неделю пролежала в соленой воде, уткнувшись кормой в донный ил. За это время полностью сгнил номерной знак, «растворилась» электрика, окрашенные ХВ части корпуса пошли пузырями. А вот зарубежный колер испытание агрессивной средой выдержал. Впрочем, как и материал «Пентал-Амор», которым были покрыты мосты. Так что отечественная химическая промышленность тоже на кое-что способна. Важно только знать, как комбинировать эмали.

 

 

Дорога мужества
И знаете, я бы может и сам посчитал подобный углубленный подход к делу реставраторов 22-го БТРЗ излишне дотошным. Вот только из всей России лишь участники Военно-технического общества рискуют отправляться своим ходом на исторической технике в продолжительные памятные бронепробеги за тысячи километров от дома. Значит, труд мастеров не пропадает зря, а их рецепты «старой школы» себя оправдывают.

" />

Каково это – неделю путешествовать на армейских машинах – мы подробно рассказывали в прошлом году. А скоро ждите увлекательное продолжение: с 8 по 13 июля пройдет пятый, юбилейный бронепробег «Дорога мужества», посвященный 80-летию Смоленского сражения.

1300 км, 130 часов в пути по маршруту Москва – Ржев – Вязьма – Смоленск – Брянск – Людиново – дер. Петрищево – Москва.

Такое возможно лишь при полной уверенности в том, что восстановленная своими руками техника не подведет.

Источник


Дата публикации: 15.05.2021

Комментарии (0)