Gashek Блог Зенитная пулемётная установка М4 образца 1931 года.
С момента появления боевой авиации начали разрабатываться и средства борьбы с «воздушной угрозой». Одними из наиболее действенных средств ПВО в тот момент стали зенитно-пулемётные установки. На первом этапе это были, как правило, штатные пехотные образцы, кустарно приспособленные для зенитного огня, для этого использовались те же прицельные приспособления, что и при ведении стрельбы по наземным целям.
Однако вскоре совершенствование боевых характеристик самолётов, увеличение скорости, манёвренности, высоты полёта и появления авиационной брони потребовало создания специальных установок, прицелов и боеприпасов, обеспечивающих эффективное ведение огня по быстро перемещающимся воздушным целям с высокими переменными углами возвышения.
Для повышения мобильности зенитных пулемётов и сопровождения войск на марше зенитные пулемёты вскоре начали монтировать на различные транспортные средства. Они нашли применение и во флоте и на бронепоездах. К моменту окончания Первой мировой войны зенитные пулемёты стали неотъемлемой частью средств ПВО.
В связи с необходимостью оснащения войск ПВО более мощными установками способными обеспечить массированный огонь, известным оружейником Н.Ф. Токаревым была создана счетверённая зенитная установка пулемёта Максим обр. 1931г.
Она обладала высокой скорострельностью, хорошей манёвренностью, постоянной боеготовностью. Стрельба по воздушным целям из неё велась при помощи тех же прицелов, что в одиночных и спаренных установках.
Благодаря наличию жидкостной системы охлаждения и большой ёмкости лент, она являлась для своего времени эффективным средством борьбы с низколетящими самолётами. Обладала высокой боевой скорострельностью и плотностью огня. Счетверённая установка системы Токарева являлась первой комплексной зенитной установкой, принятой на вооружение сухопутных войск.
Счетверенная зенитно-пулемётная установка была впервые применена в бою в ходе столкновений с японцами в районе озера Хасан, где её высокую боевую эффективность отметили иностранные наблюдатели, присутствовавшие в японской армии.
Во время Великой Отечественной войны счетверённая зенитная установка успешно применялась для прикрытия войск, важных военных объектов и городов, неоднократно с большой эффективностью использовалась для борьбы с живой силой противника.
В середине 1920-ых годов по мере роста военной авиации в мире, так же стал вопрос по борьбе с ней. Так в РККА сначала в качестве зенитного оружия стали использовать пулемет Максим и его модификации на треногах различного типа, но один пулемет Максим имел малую плотность огня, чтобы быть достаточно эффективно сбивать самолеты. В 1928 году Главное Артиллерийское управление дало задание конструкторскому бюро Тульского оружейного завода создать ЗПУ из 2-3-4 пулеметов Максим образца 1910/30 годов. Так в 1928 году для нужд ПВО началась разработка зенитного пулемета. Работы по созданию нового зенитного пулемета завершились в 1931 году. Быстрым способом создания нового зенитного пулемета стало увеличение количества пулеметов на зенитной установке. Так появилась Зенитная Пулеметная Установка М4 или просто ЗПУ М4. На вооружение была принята, как «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.». Разработкой счетверенной зенитной установки М4 занимался коллектив под руководством знаменитого советского оружейники Токарева Н.Ф. В коллективе по созданию М4 принимали участие А.И. Панов, С.А. Прилуцкий и Г.Г. Куренков. Токарев создал зенитную установку объединив четыре пулемета Максим образца 1910/30 года. Установка имела принудительную циркуляцию воды с помощи ручного насоса, который циркулировал воду через пулеметы в емкость с водой, которая располагалась снизу. Вместо коробов на 250 патронов зенитный пулемет М4 снабдили коробами на 500 патронов для каждого пулемета, позже увеличили до 1000 патронов. Противовесами и плечевыми упорами. Для прицеливания использовались кольцевые прицелы. Пулемет мог вести огонь по самолетам на высотах до 1400 метров и скорости полета до 500 км/час. Часто пулемет использовали для поддержки пехоты. Позже прицел 1929 года был заменен прицелами образца 1936 и 1938 года. Для крепления к полу автомобиля или палубе корабля ЗПУ М4 имела три лапы под кронштейны. В зимнее время использовалась специальная жидкость состоящая из 50% глицерина и воды и 0,1% едкого натрия. Такая жидкость не замерзала даже при минус 50 градусах мороза.
Однако вскоре совершенствование боевых характеристик самолётов, увеличение скорости, манёвренности, высоты полёта и появления авиационной брони потребовало создания специальных установок, прицелов и боеприпасов, обеспечивающих эффективное ведение огня по быстро перемещающимся воздушным целям с высокими переменными углами возвышения.
Для повышения мобильности зенитных пулемётов и сопровождения войск на марше зенитные пулемёты вскоре начали монтировать на различные транспортные средства. Они нашли применение и во флоте и на бронепоездах. К моменту окончания Первой мировой войны зенитные пулемёты стали неотъемлемой частью средств ПВО.
В связи с необходимостью оснащения войск ПВО более мощными установками способными обеспечить массированный огонь, известным оружейником Н.Ф. Токаревым была создана счетверённая зенитная установка пулемёта Максим обр. 1931г.
Она обладала высокой скорострельностью, хорошей манёвренностью, постоянной боеготовностью. Стрельба по воздушным целям из неё велась при помощи тех же прицелов, что в одиночных и спаренных установках.
Благодаря наличию жидкостной системы охлаждения и большой ёмкости лент, она являлась для своего времени эффективным средством борьбы с низколетящими самолётами. Обладала высокой боевой скорострельностью и плотностью огня. Счетверённая установка системы Токарева являлась первой комплексной зенитной установкой, принятой на вооружение сухопутных войск.
Счетверенная зенитно-пулемётная установка была впервые применена в бою в ходе столкновений с японцами в районе озера Хасан, где её высокую боевую эффективность отметили иностранные наблюдатели, присутствовавшие в японской армии.
Во время Великой Отечественной войны счетверённая зенитная установка успешно применялась для прикрытия войск, важных военных объектов и городов, неоднократно с большой эффективностью использовалась для борьбы с живой силой противника.
В середине 1920-ых годов по мере роста военной авиации в мире, так же стал вопрос по борьбе с ней. Так в РККА сначала в качестве зенитного оружия стали использовать пулемет Максим и его модификации на треногах различного типа, но один пулемет Максим имел малую плотность огня, чтобы быть достаточно эффективно сбивать самолеты. В 1928 году Главное Артиллерийское управление дало задание конструкторскому бюро Тульского оружейного завода создать ЗПУ из 2-3-4 пулеметов Максим образца 1910/30 годов. Так в 1928 году для нужд ПВО началась разработка зенитного пулемета. Работы по созданию нового зенитного пулемета завершились в 1931 году. Быстрым способом создания нового зенитного пулемета стало увеличение количества пулеметов на зенитной установке. Так появилась Зенитная Пулеметная Установка М4 или просто ЗПУ М4. На вооружение была принята, как «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.». Разработкой счетверенной зенитной установки М4 занимался коллектив под руководством знаменитого советского оружейники Токарева Н.Ф. В коллективе по созданию М4 принимали участие А.И. Панов, С.А. Прилуцкий и Г.Г. Куренков. Токарев создал зенитную установку объединив четыре пулемета Максим образца 1910/30 года. Установка имела принудительную циркуляцию воды с помощи ручного насоса, который циркулировал воду через пулеметы в емкость с водой, которая располагалась снизу. Вместо коробов на 250 патронов зенитный пулемет М4 снабдили коробами на 500 патронов для каждого пулемета, позже увеличили до 1000 патронов. Противовесами и плечевыми упорами. Для прицеливания использовались кольцевые прицелы. Пулемет мог вести огонь по самолетам на высотах до 1400 метров и скорости полета до 500 км/час. Часто пулемет использовали для поддержки пехоты. Позже прицел 1929 года был заменен прицелами образца 1936 и 1938 года. Для крепления к полу автомобиля или палубе корабля ЗПУ М4 имела три лапы под кронштейны. В зимнее время использовалась специальная жидкость состоящая из 50% глицерина и воды и 0,1% едкого натрия. Такая жидкость не замерзала даже при минус 50 градусах мороза.
Дата публикации: 01.06.2017
Класные фото!