В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

ИС-2Ш — необычный "Сталин"

ИС-2Ш — необычный "Сталин"

Данный необычный для советского тяжелого танкостроения проект был предложен Николаем Шашмуриным на заводе №100 в начале 1944 года. Модернизация предусматривала кормовое расположение боевого отделения, а также установку 122-мм длинноствольного орудия.

Примерно 13-17 ноября 1943 г. Отдел главного конструктора НКТП совместно с ВАММ им. Сталина и НАТИ под общим руководством зам. начальника ГБТУ И. Лебедева, изучая итоги Курской битвы и операции по освобождению Левобережной Украины, провели разработку развернутых тактико-технических требований (ТТТ) и черновое эскизное проектирование "танкосамохода прорыва большой мощности", которые в начале декабря 1943 г. попали на стол И. Зальцмана (ЧКЗ), Ж. Котина (Опытный завод № 100) и Л. Горлицкого (УЗТМ).


Эскизный проект танка Шашмурина

В начале декабря 1943 года, Главное автобронетанковое управление Красной Армии утвердило тактико-технические требования к перспективному тяжёлому танку. Что любопытно, ИС-2 был принят на вооружение в конце октября 1943 года, т.е. уже через месяц у военных были готовы требования к следующему поколению тяжёлых танков. В этих требованиях вместо конкретно заданных толщин брони корпуса и башни танка были указаны лишь требования, предъявляемые к его броневой защите: лобовая часть корпуса и башни и бортовая броня подбашенной коробки не должны поражаться снарядами пушек танков T-VI "Тигр", Т-V "Пантера" и САУ "Фердинанд" со всех дистанций, а борт башни и нижняя часть борта корпуса — не должны пробиваться снарядами вышеуказанных пушек с дистанции 500 м. Соответственно толщина брони была установлена следующая: бронирование лба корпуса и башни – 200 мм, бортов – 160 мм, кормы – 120 мм.


Хоть броня танков серии ИС и была толстой, защищенность машины оставляла желать лучшего

В качестве основного оружия планировалась установка 122-мм пушки с клиновым затвором и начальной скоростью снаряда 1000 м/с, а в качестве дополнительного — 50-мм казнозарядный миномёт с боекомплектом 30 мин. В качестве альтернативного варианта орудия тяжелого танка предусматривалась возможность использовать 152-мм гаубицу (скорее всего один из вариантов МЛ-20). Мощность двигателя – 800-1000 л.с., максимальная скорость 35 км/ч, масса – 55 т, экипаж – 5 человек. Согласно уточненным ТТТ предусматривалась разработка двух вариантов трансмиссии механической и электромеханической.

На основании вышеперечисленных ТТТ было разработано несколько проектов нового тяжелого танка. В начале 1944 года по этим требованиям группа конструкторов завода №100 под руководством Н.Ф. Шашмурина разработала эскизный проект танка, который иногда называют ИС-М, ИС-2М, ИС-2Ш, ИС Шашмурина и т.п.

Эта машина отличалась от серийного образца нетрадиционной для советской школы танкостроения схемой компоновки, улучшенной броневой защитой лобовой проекции корпуса и башни. Боевое отделение, башня и трансмиссия располагались в кормовой части танка, моторное отделение — в средней, а отделение управления — в передней. В ходовой части использовались опорные катки большого диаметра без поддерживающих роликов. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью карданного вала, проходившего под полом боевого отделения. Расположение башни в кормовой части корпуса не позволяло длинноствольной пушке утыкаться в грунт и облегчало маневрирование танка в узких проездах. Однако в начале лета 1944 года, в КБ завода развернулось проектирование двух вариантов тяжелого танка ИС-6 (Объект 252 и Объект 253), работу над ИС-М прекратили.

Что касается конструкции танка, то, например, защищённость танка ожидалась весьма высокой. ИС-М по проекту имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит. Все бронедетали имели рациональные углы наклона. Верхняя лобовая деталь литая, изготавливалась с изогнутыми боковыми "щеками", которые приваривались к бортовым плитам и нижней лобовой детали. По центру верхней лобовой детали установлен бронещиток механика-водителя.

Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы из брони высокой твёрдости. Её борта располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 2000 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка.

Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов трансмиссионной группы крыша трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях. Крыша моторного отделения также сделана съёмной, имела один люк для обслуживания, 4 решетки вентиляции и 4 фильтра для очистки воздуха.

В башне кругового вращения устанавливалось 122-мм орудие. Какое именно орудие устанавливалось — неизвестно. Как вариант, могла устанавливаться стандартная для танка ИС пушка Д-2 (корпусная пушка А-19), или её модификация Д-25Т

В средней части корпуса была запроектирована установка советского авиационного поршневого 12-цилиндрового V-образного четырёхтактного дизельного двигатель М40 водяного охлаждения. М40 являлся дальнейшим развитием двигателя АН-1РТК. Двигатель объемом 61,07 л развивал номинальную мощность в 100 л.с., а максимальную и вовсе в 1250 л.с. Степень сжатия 13,5, диаметр цилиндров 180 мм, ход поршня 200 мм. Двигатель имел четыре турбокомпрессора ТК-88. В качестве топлива использовался тракторный керосин или дизтопливо. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа "Мультициклон".

В задней части корпуса предусматривалась установка электромеханической или механической трансмиссии. В таблице тактико-технических требований указывалась электрическая трансмиссия.

Дизельный двигатель мощностью до 1000 л.с. и электромеханическая (или же механическая) КПП должны были обеспечить танку движение со скоростью 30-35 км/ч.

 

Ходовая часть была спроектирована по типу ходовой Кристи, с использованием катков большого диаметра. На один борт ходовая часть состояла из: 6 катков диаметром 760-800 мм с индивидуальной торсионной подвеской на поперечных торсионах, ведущее колесо заднего расположение, и переднее направляющее колесо. Поддерживающие ролики отсутствовали.

источник 1

источник 2

Дата публикации: 09.11.2020

Комментарии (0)